Задание №21 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Задание 21. Задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.

 

Теория для Задания №21 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)»

 

Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019: 

«Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации».

Что необходимо знать: 
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
,
:
— 

Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание: 

  • Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • Знаки препинания при уточняющих членах предложения
  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
  • Знаки препинания при прямой речи, цитировании
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • Тире в простом и сложном предложениях

 

ТИРЕ 
!!!!не путать с дефисом!!!!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

 

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 
Между подлежащим и сказуемым, если : 
  • Сущ.Им. – Сущ.Им.
    Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки.
Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)
  • – это 
    Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».

Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.
  • Инф. – инф.
    Инф. – сущ. Им.
    Сущ. Им. – инф. 
Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ Один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.
Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.
  • Числ. Им. – числ Им.
    Сущ. Им. — числ. Им.
    Числ. Им – сущ. Им 
Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.
Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.
  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при: 
    — противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
    — логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.)
    В остальных случаях тире НЕ ставится.
  • Инф. – предикативное наречие на –О 
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)

 

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ставится 
Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

 

!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.
Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.
Примеры:
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.
  • Если предложение состоит из существительных в Дат. и Вин. падежах без грамматической основы.
Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование.
  • Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до) 
    Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург)
    Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
    Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет)
    Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)

 

Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении) 
, если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И)

 

;
  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.
  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари
: если отношения между частями БСП причинные (потому что), пояснительные(а именно) или дополнительные (что)
— если между частями БСП противительные(а, но), временные(когда), условные (если), сравнительные отношения(как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием(выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят.

 

Знаки препинания при прямой речи 
Слова автора предшествуют прямой речи 
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П».

 

Прямая речь предшествует словам автора: 
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а.Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”.
“П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

 

Знаки препинания при цитировании 
Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….».
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Береги честь смолоду.
Пословица.
Знаки препинания при обобщающем слове: 
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки.Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая.

Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики.
!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!!
Тире ставится,если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.
Яблоки, груши, сливы  все фрукты лежали на столе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Комментарии: 2
  1. Аноним

    А почему,ограничились только объяснением одного знака препинания?

  2. Egor

    Обращаем внимание, что, кроме теории как правильно делать данное задание, в конце документа приведены практические задания, а так же правильные ответы к ним.

Добавить комментарий