Аргументы на тему «Музыка как искусство» для сочинения ЕГЭ

Подборка аргументов на тему «Музыка и искусство» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Роль музыки как искусства в повседневной жизни человека; как помогает музыка в жизни;  в чем сила музыки и какое влияние она оказывает на личность?

 

Примеры на основе литературы, книги о музыке и музыкантах:

 

«1900-й. Легенда о пианисте». Алессандро Барокко

Это несколько необычное литературное произведение написано автором в виде монолога главного героя, старого трубача, которому посчастливилось играть с гениальным пианистом, мальчиком, получившим свое имя в честь года его рождения. Итак, в 1900-м году кочегар океанского лайнера нашел в трюме корабля брошенного ребенка. С тех пор мальчик ни разу не покидал пределов лайнера, поскольку у него не было ни гражданства, ни документов, ни родственников. Ребенок показал незаурядные способности к музыке и стал со временем пианистом-виртуозом. Всю свою сознательную жизнь он не отходил от находящегося на борту судна фортепиано, и, в конце концов, музыка стала его жизнью. Он так и закончил ее, ни разу не ступив на грешную землю.

В опубликованных воспоминаниях главный герой делится своим отношением к тому времени, когда ему пришлось, как корабельному музыканту, вместе с упомянутым ребенком, в течение многих лет веселить пассажиров лайнера. Он рассказывает о мальчике, как о гениальном музыканте, с талантом которого на тот момент не мог сравниться никто. Его тонкие миниатюрные пальцы буквально парили над клавишами рояля, и извлекали из него музыку, несравнимую по своей красоте, ни с чем ранее слышанным. Эти прекрасные мелодии, которые, казалось, лились из самого сердца юного пианиста, до сих пор заставляют плакать старого трубача, едва он только закроет глаза и предастся воспоминаниям. Мальчик по прозвищу 1900-й знал об окружающем его мире только по рассказам пассажиров и членов команды, но чувство прекрасного, которое не покидало ребенка всю его недолгую жизнь, и которое он стремился передать с помощью старенького инструмента, уже никогда не предастся забвению теми, кому хоть однажды посчастливилось услышать его прекрасную игру.

 

«Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках». Кадзуо Исигуро

Выпускник престижного семинара М. Брэдбери, никому не известный молодой японский писатель К. Исигуро, первым своим сборником коротких рассказов сразил наповал самую изысканную европейскую публику. Эти пять ноктюрнов погружают читателя в мир музыкального волшебства, который естественно и органично вплетается в судьбы музыкантов, и подобно сгущающимся сумеркам, объединяет собою отдельные эпизоды литературного полотна в цельную и глубокую реальность их мыслей и поступков. Рассказы пронизаны не только сюжетным единством, но и объединены парадоксальной манерой поведения, задействованных в них персонажей. Сгущающиеся сумерки служат той неповторимой атмосферой проиллюстрированных поступков и событий, в которых, на первый взгляд, отсутствует элементарная логика. К примеру, здесь саксофонист, потерявший всякую надежду на приличный ангажемент, внезапно решает изменить свою внешность и оплачивает дорогостоящую пластическую операцию. Кумир всех женщин Венеции, под мягкий скрип уключин местных гондольеров, в непонятном порыве начинает исполнять трогательные серенады своей жене, прожившей с ним не один десяток лет. А безумный виолончелист испепеляет все свое нутро поисками достойной наставницы, и находит ее, чему впоследствии искренне удивляется, и не знает, что с ней делать, видимо, и по сей день. Вот таким винегретом парадоксов, покрытых плотным покрывалом предвечерних сумерек, представляет нам автор внутренний мир людей, посвятивших себя музыке, и живущих в этой непонятной атмосфере, как в параллельной реальности.

 

«Плач к Небесам». Энн Райс

Автор романа переносит нас в средневековую Италию. Восемнадцатый век – это эпоха незаурядных личностей и светских интриг. Энн Райс в своем повествовании пытается проникнуть в мир не совсем обычных музыкантов. Это молодые оперные певцы, совсем еще юные, которых ради сохранения их удивительных вокальных данных подвергли кастрации. Они обеспечены всем, что только может желать простой смертный. Они обласканы славой и успехом. Им рукоплещут особы королевской крови и весь придворный свет того времени. Но за всей этой показной легкостью, беззаботностью и внешним блеском, кроется безмерное страдание и пустота. Мало кто может представить себе, какая внутренняя боль наполняет их сердца и души.

 

«Слепой музыкант». В.Г. Короленко

Сюжет этой повести поражает читателя своей глубокой душевной трогательностью. Юный герой произведения, Петрусь, слеп от рождения. Заботливое участие в его судьбе матери и ее брата, дяди мальчика, позволяет ребенку отвлечься от мыслей о своей неполноценности и целиком погрузиться в мир звуков. Со временем у мальчика проявляются незаурядные музыкальные способности, и он с легкостью осваивает игру на нескольких музыкальных инструментах. Еще ребенком судьба сводит слепого мальчика с его ровесницей, девочкой Эвелиной. Их детская дружба с годами становится крепче, а затем перерастает в пламенную любовь. Он ни разу не видел своей возлюбленной, но был поражен ее чуткостью и богатым внутренним миром. Мир звуков в воображении Петруся был неразрывно связан с душевной чистотой удивительной девушки, она всегда являлась источником его вдохновения и музой юного музыканта. Судьба Эвелины и Петруся складывается удивительным образом. Миновав чреду сложных жизненных испытаний, они становятся мужем и женой. Финал романа светел и прост – вместе с музыкальной славой главный герой познает радость отцовства, у пары рождается мальчик, и Петрусь обретает долгожданное счастье и покой.

 

«Скрипка». Энн Райс

История, описанная в этой повести, полна трагизма и глубины. Главная героиня, Триана, прекрасная талантливая скрипачка, не выдерживает непонимания окружающих и оказывается на грани безумия. Спасает ее преданность музыке – чарующий музыкальный мир помогает ей успокоиться, чтобы обрести смысл жизни и окончательно не потерять рассудок. И вдруг все в ее жизни меняется. Непонятно откуда прибывший и неизвестно как появившийся на ее жизненном пути Стефан Стефановский, призрак – скрипач, вдохнул в молодую женщину новую жизнь. Она наконец почувствовала себя кому-то нужной. Под чутким руководством и жесткой критикой своего необычного знакомого, Триана обретает уверенность в себе и полностью погружает себя в неповторимый мир музыки и света.

 

«Пианисты». Кетиль Бьёрнстад

Норвежский прозаик Кетиль Бьёрнстад в своем романе «Пианисты» раскрывает перед нами незнакомый мир взаимоотношений между людьми, посвятившими себя музыке. Стремление к музыкальному признанию похоже в нем на один из видов спортивных состязаний, в которых безупречная техника исполнения и чрезмерные амбиции их участников являются основными критериями, определяющими их дальнейшую жизнь. Это мир, который не прощает самых безобидных ошибок, он прагматичен и жесток…  Пятнадцатилетний Аксель Виндинг, воспитан с раннего детства своей матерью в глубокой привязанности к серьезной музыке. Мать с сыном полностью увлечены ею, и посвящают прослушиванию концертов известных исполнителей, практически все свое свободное время. Семья Виндингов небогата, но мать готова пожертвовать последними сбережениями ради музыкального образования сына. Она мечтает увидеть его известным пианистом. После внезапной смерти матери, Аксель оставляет школу, и начинает готовиться к конкурсу юных пианистов в норвежской столице. Но он вовсе не одинок в этом стремлении. Среди детей, отобранных комиссией для участия в этом конкурсе, оказывается его сверстница Аня Скууг.  Юные пианисты попадают во взрослый и беспощадный мир конкуренции, на них давят со всех сторон – преподаватели, конкурсанты, родители, но основным препятствием к достижению результата становятся их детские амбиции и неумение соизмерять свои силы и возможности. По сути, автор тонко и деликатно знакомит юных читателей с теми проблемами, которые неизбежно ожидают их на пути перехода от детских фантазий в мир жесткой реальности.

 

«Испанский смычок».  Андромеда Романо-Лакс

«Испанский смычок” — это история о необычном наследстве, которое получил главный герой этого произведения, обыкновенный каталонский мальчишка, после смерти своего отца. Это был обыкновенный виолончельный смычок, который и определил дальнейшую жизнь мальчика. Ребенок, восприняв подарок, как красноречивый родительский жест, и полностью решил посвятить себя музыке. С этим смычком юный музыкант покорил Барселону, Париж, Берлин и выступал практически на всех известных концертных площадках мира. Он познал радость жизни и безумие страсти, радовал своим исполнением президентов и венценосных особ, был принят многими известными людьми и даже завел приятельские отношения со знаменитым Пабло Пикассо. Такой мистический взлет своей карьеры, главный герой нераздельно связывает с оставленным ему в наследство бесценным смычком.

 

«Пианист. Варшавские дневники 1939-1945». Владислав Шпильман

В. Шпильман, будучи музыкантом и композитором, в этих дневниках делится с читателем своими воспоминаниями и наблюдениями о жизни польской столицы, в период ее оккупации немцами. Этот автобиографический труд увидел свет в 1946-м году. Первое издание произведения носило совсем другое название. Под нынешним заголовком «Пианист» оно вышло лишь в конце прошлого века и вызвала живой интерес у мировой общественности. Романом Полански произведение было экранизировано. В 2002-м году картина была удостоена престижной награды фестиваля в Каннах, а год спустя получила три «Оскара». Книга отличается отсутствием программных идей и шаблонных стереотипов. В ней не делается акцент, на какую бы то ни было сюжетную линию – перед глазами читателя разворачивается реальная история тысяч людей самых разных национальностей. Сам автор был трижды спасен от отправки в концентрационный лагерь «Треблинка». Первый раз его уберег от этого простой полицейский, затем жительница Варшавы Хелена Левицкая. Третий раз от неминуемой смерти в концлагере В. Шпильман был спасен капитаном вермахта Уильямом Хозенфельдом.

 

«Скрипка Ротшильда». А.П. Чехов

«Скрипка Ротшильда” – является одним из известнейших произведений великого русского классика. Впечатление, которое оно оставляет в душе читателя трудно охарактеризовать. Рассказ отличается необычной психологической глубиной и весьма сложен для восприятия. Первый вопрос, который задают себе люди, ознакомившиеся с содержанием рассказа, относится непосредственно к его названию. Почему именно «Скрипка Ротшильда”? Скрипка, как это видит автор, является не просто музыкальным инструментом и не куском дорогого дерева, с натянутыми на нем струнами. Это частица души главного героя, музыканта Якова, его сердце, которое чуждо проблемам и страстям, бушующим вокруг него. Именно скрипка и ее чарующие звуки приводит Якова к пониманию всей нелепости и глупости тех предпочтений, которым музыкант отдавал всего себя, на протяжении своей недолгой жизни.

 

«Альберт». Л.Н. Толстой

Главный герой этой повести Л. Н. Толстого имеет своего реального предшественника. Его прототипом являлся скрипач симфонического оркестра столичной оперы Георг Кизеветтер, который незадолго до описываемых событий был уволен из этого почтенного заведения и остался без любимой работы, являвшейся на протяжении десяти лет жизнью музыканта. Знакомство с писателем у него состоялось в начале 1857-го года, после чего Л.Н. Толстой в своем дневнике охарактеризовал его, как «гениального юродивого».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий